[Лат. Proprium missae], в зап. литургической традиции изменяемые (в отличие от ординария мессы) в соответствии с годом церковным элементы чина Евхаристии. Лат. выражение Proprium missae букв. означает «то, что относится к мессе [этого дня]». Фактически тексты и их распевы могут изменяться в зависимости не только от дня в подвижном или неподвижном годовом круге, но и от периода года или дня недели.
В узком смысле термин «проприй мессы» относится к неск. песнопениям, а именно: интроит, градуал, тракт, аллилуия (см. в ст. Аллилуиарий), секвенция, офферторий (песнопение во время приношения Даров и приготовления их для освящения), communio (Причастен).
К изменяемым элементам чина мессы (т. е. к П. м. в широком смысле) также относятся лекционарные чтения (Апостол и Евангелие) и священнические молитвы (коллекта (oratio), secreta, postcommunio), а также и некоторые части канона мессы (прежде всего префация).
В рим. Миссале, а также в связанных с ним певч. книгах П. м. представлен в виде 2 разделов - Proprium de tempore (службы годового подвижного круга от 1-го воскресенья Адвента до последнего воскресенья после Пятидесятницы) и Proprium Sanctorum (или de Sanctis) (службы годового неподвижного круга, начиная от памяти ап. Андрея (30 нояб.); П. м. общих служб святым по их чинам представлен в разд. Commune Sanctorum).